Натюрморт 10/10.
Десятая часть стихотворения «Натюрморт» Иосифа Бродского. Подробности в посте.
В десятой части Иосиф Александрович забрасывает загадку и включает часть, которая стоит особняком, отдельно от предыдущих девяти.
По эскизам до последнего не знала, как поймать образ, который свяжет «Натюрморт», мертвую природу, живую природу, главного героя, тему жизни-смерти, бога-человека, бога и человека, библейский сюжет.
В какой точке это может соприкасаться.
Вспомнила строчки у Ахматовой из «Реквиема»:
«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».
Читала критические статьи и анализы этого стихотворения, убедилась сама, в Евангелии описания такого сюжета нет. Со знатоками проконсультировалась.
Образ дерева появлялся в 8-й части стихотворения. И тут вспомнила Мамврикийский дуб или дуб Авраама (на западном берегу реки Иордан), который помог найти образ-символ для десятой части. Это древнейшее дерево связано и с ветхим заветом, и с новым заветом, и легендами вокруг, но это надо еще подробнее изучать. Поста не хватит.
В десятой части «Натюрморта» происходит диалог, который иллюстрировать конкретными персонажами бессмысленно. В этой части появляется тема безусловной любви, любви другого порядка, которая делает природу человека живой.
Образ живого цветущего дерева среди пустыни завершает серию иллюстраций для «Натюрморта» Бродского. Начиналась история с парка, плоских деревьев без объемов. Они стояли в снегу и корней было не видно. Эти иллюстрации можно смотреть отдельно от описаний, они сложились в единый ряд, для стороннего взгляда они могут рождать новые смыслы.
⠀
Приятного просмотра. Предыдущие части выложила тоже.