Поболтать
March 1, 2016

Серпуховский историко-художественный музей. Случайно забрели и не могли выбраться.

Я не предполагала, что в Серпухове может быть такого класса музей, на который мы случайно наткнулись, запутавшись в узких улицах с ужасными дорогами.
При въезде в город вы видите пафосного вида отель-магазин-ресторан Korston, который предлагает вам зайти и спрятаться у них в роскоши и любви, убежать от рутины сурового города Серпухова. Ресторан с панорамным остеклением и окнами, выходящими на старый город Серпухов, нас поставил в тупик своим существованием. Торговая сеть "Димон" видна из окон кафе ресторана Korston. Маааленькая такая зеленая вывеска.
Ну и про музей! Сначала нещадно тырю инфу с сайта музея для закрепления)) Выглядит на самом деле все очень странно. Пока доедешь до отремонтированного дома-музея, соберешь приличное количество колдобин и дыр на дороге, так что разгоняться там не стоит. В самом музее есть фотографии старого города, где асфальта не существовало. Сравнили с современным видом — мало что поменялось, с дорогами плохо.

Серпуховский историко-художественный музей — одно из крупнейших музейных собраний Подмосковья: его фонды насчитывают более 40 тыс. единиц хранения — памятников русского, западноевропейского и восточного искусства XV-XX вв., а также экспонатов, отражающих историю края. Музей расположен в особняке XIX в., построенном по проекту московского архитектора Р. И. Клейна, принадлежавшем серпуховским купцам и текстильным фабрикантам Мараевым. Открыт в 1920 г. В основу собрания легла коллекция Мараевых.
Современная экспозиция Серпуховского историко-художественного музея состоит из двух разделов: русского искусства XVIII-нач. XX вв. и западноевропейского искусства XVI-XIX.  Залы, посвященные русскому искусству, ознакомят зрителей с великолепными портретами XVIII в., особенно полно - с искусством 2-ой пол. XIX столетия: картинами академистов Г. И. Семирадского, К. Е. Маковского, А. А. Харламова, передвижников В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова; замечательными пейзажами И. К. Айвазовского, А. И. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, сказочными образами В. М. Васнецова. Предметом особой гордости музея является собрание живописи и графики русских художников-авангардистов начала ХХ в. - Д. Бурлюка, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, Н.С. Гончаровой, коллекция ранних скульптур С.Т. Коненкова. В разделе западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской и других школ XVI-XIX вв. Экспозицию дополняют памятники скульптуры, мебели, керамики и стекла.
http://serpuhov-museum.ru/

Перед входом в музей. Трофейная.

Соседство у музея серьезное. Все в колючей проволоке. Билет стоил вроде 150р.
Мы специально купили разрешение на фотосъемку, как всегда по стране оно у нас платное — 150 р в этот раз. В каждом зале присутствует классический музейный работник, который и без экскурсий тебе расскажет все, что только знает о своем музее, прежних хозяивах дома. Получилось совершенно случайно попасть на экскурсию в филиал музея — Храм Покрова Пресвятой Богородицы христиан-старообрядцев (беспоповцев-федосеевцев), который возобновил свою работу. К сожалению, там нельзя фотографировать. Церковь открывали при нас и снимали с сигнализации перед экскурсией.
Сама фабрикантша Мараева была старообрядкой. Как нам рассказали, храм был действующим вплоть до 1982 года. Там дичайше холодно.

После вернулись осматривать постоянную экспозицию, которой музейные работники очень гордятся=)

Стол с атлантами привезен из разрушенной усадьбы Орловых. Интерьеры удивительной красоты.

Айвазовский Иван Константинович

Саврасов Алексей Кондратьевич.

Предлагается посмотреть будущий бюст самой хозяйки, проект памятника. Но музейные работники против такого представления Мараевой — слишком высокая и руки как у гимназистки, не могло такого быть, говорят.

Васнецов Виктор Михайлович. Как нам сазали, это первый из вариантов известной картины «Витязь на распутье».

Потолок кабинета Мараевой. Окна выходили на ткацкую фабрику, а не на колючую проволоку, как сейчас.

Снова тащу информацию с сайта музея.
Выставка «Блажен читающий» знакомит посетителей с одним из интереснейших памятников русской рукописной книги из коллекции Серпуховского музея — «Толкованием на Апокалипсис св. Иоанна Богослова» архиепископа Андрея Кесарийского. Рукопись, украшенная 74 миниатюрами и многочисленными заставками и концовками, была создана в XIX столетии и долгое время была собственностью Анны Васильевны Мараевой. В 1920 году книга поступила в музей. Художественные достоинства книги несомненны. Тонкая каллиграфия, яркие, звучные краски, аккуратное исполнение текста и миниатюр делают ее заметным явлением национальной культуры. При изучении рукописи во второй половине прошлого столетия был обнаружен автограф одного из мастеров, работавших над книгой. Это монограмма на миниатюре, изображающей «Новое небо и новую землю». Большая часть миниатюр, особенно в первой половине фолианта принадлежит художнику, любящему яркие цвета, декоративность. Второй мастер (сцены поклонения антихристу, появления Гога и Магога), наоборот любит использовать приглушенные цвета, рисунок его тяготеет не иконописной традиции, а народной. Самым профессиональным художником следует считать автора миниатюр размещенных в конце книги. Рисунок, выполненный им, профессионален: нет лишних деталей, графическое начало находится в симфонии с живым (но не кричащим) колоритом, профессионально нанесена на фигуры и отделка золотом.

Кроме самой книги и репродукций самых важных в идейном и художественном отношении миниатюр на выставке экспонируются книги и иконы, тематически связанные с темой Откровения.

Четыре часа мы там точно провели.